Станиславский и Демидов

Окончив университет в 1913 году, Демидов начал практиковать в клинике Плетнёва в Москве, специализировался в психиатрии, изучал йогу и гомеопатию. Широко известный доктор Пётр Бадмаев познакомил Демидова с тибетской медициной. Именно Демидов способствовал проникновению принципов йоги в учение Станиславского.

С 1911 Демидов начал совместную работу со Станиславским как ассистент по работе с актёрами, а с 1919 года он по настоянию Станиславского оставил медицинскую профессию и полностью посвятил себя театру. Демидов и Станиславский

Начиная с 1911 года, Н.В.Демидов стал присутствовать на занятиях и репетициях К.С.Станиславского. Ещё учась в Университете, Демидов помогал Станиславскому в Оперной студии Большого театра, участвовал в качестве режиссёра и педагога в подготовке спектакля «Евгений Онегин».

С 1919 по 1921 гг. Демидов – руководитель, режиссёр и преподаватель мастерства актёра в Центральной драматической студии Московского Пролеткульта.

С 1920 по 1924 гг. – режиссёр и преподаватель системы Станиславского и член художественного совета Оперной студии Большого театра, переименованная впоследствии в оперную студию К.С.Станиславского.

С 1921 по 1922 гг. читал выездной курс лекций по психической технике актёра в родном городе Иваново-Вознесенске и годичный курс лекций по психической технике актёра в Московском ГИСе (Государственном институте слова).

1921 – 1925 гг. – организатор, художественный руководитель и главный режиссёр Четвёртой студии МХАТа и

с 1922 по 1925 гг. - руководитель и преподаватель психотехники актёра в Школе Первого МХАТа, вплоть до её закрытия. Когда Станиславский в 1922 году основал Школу Художественного Театра, он обратился к Демидову с настоятельной просьбой возглавить новое предприятие. После некоторых колебаний Демидов согласился на просьбу Станиславского и принял должность директора школы. Колебания Демидова могли быть связаны с пребыванием его на посту руководителя Четвёртой студии. Кроме того, за год до приглашения руководить Школой МХТ, Демидов начал нащупывать новые пути к искусству актёра - образовывалась новая школа, методы которой противоречили практике Станиславского.

1924 – 1926 гг. – Демидов - художественный руководитель, режиссёр и преподаватель актёрского мастерства в Государственной Грузинской студии до её перевода в город Тифлис.

Станиславский, оставивший Демидова своим основным художественным заместителем на время своих двухлетних зарубежных гастролей, вернувшись на родину и посмотрев спектакли Школы-студии, сказал: «Наша школа, подготовленная Демидовым, по-видимому, носит в себе Бога»[4].

С 1926 года Демидов начал самостоятельную научно-литературную работу, обобщая и систематизируя свой режиссёрский и педагогический опыт.

Некоторые его выводы о методах воспитания и развития творческой индивидуальности актёра, как уже было сказано выше, противоречили теоретическим заключениям Станиславского, что привело к спорам и расхождениям с ним.

1926 – 1928 гг. – Демидов - режиссёр и педагог Камерного театра А.Я. Таирова и его «экспериментальных мастерских». По мнению Александра Яковлевича, Демидов – «редкий учитель – педагог, умеющий пробудить в

актёре любовь к истинному искусству и научить его настоящей мастерской внутренней технике»[5].

1927-1930 гг. – преподавание актёрского мастерства в оперном классе Московской Государственной Консерватории. Вот выдержка из адреса студентов консерватории Н.В.Демидову от 10.10.1930 года: «Ваш уход для нас тяжёлый удар. Прощаясь с Вами, мы не можем не высказать ту громадную благодарность, которая наполняет нас. <…> Вы работали, не щадя ни времени, ни сил и не зная усталости. <…> Вы никогда не навязывали ученику своего личного понимания. Вы всегда заботились о развитии его собственной индивидуальности. Терпеливо и по-товарищески Вы умели отыскать в каждом его собственную, присущую ему артистическую личность. Вы умело вложили в каждого основы верного сценического ощущения. Вы развили в нас художественный вкус и навсегда сделали врагами дешёвых ремесленных штампов и безвкусицы «театрального базара». Благодаря осторожному, внимательному и ласковому отношению, даже небольшая искра дарования и способностей начинала разгораться под Вашим руководством. Могло ли это быть при других условиях? <…> Вы научили нас самостоятельно работать. Теперь мы чувствуем в себе силы и возможности не ждать только режиссёрской указки и пассивно выполнять задания, но и сами умеем руководить собой. <…> Не будь этой развитой Вами привычки самостоятельно мыслить, искать и творить, в нас не было бы самого главного»[6].Государственный Музыкальный театр им. Вл.И. Немировича-Данченко 

1928 – 1930 гг. Демидов – режиссёр и преподаватель Государственного Музыкального театра им. Вл.И. Немировича-Данченко. Хочется привести выдержку из официального отзыва Владимира Ивановича о Демидове от 09.12.1929 года: «Николай Васильевич является отличным воспитателем актёра в духе Художественного театра и, сверх того, крупным специалистом в области психотехники сценического творчества. В этом отношении всё, что найдено у нас в театре, получило у него широкое развитие. Кроме того, <…> он беспрерывно шёл и идёт вперёд, находя много своего нового, что обогатит и будущие школы театрального искусства, и самую науку о теории и психологии творчества. Считаю этого неустанного работника, всецело отдавшего себя искусству, одним из полезнейших и необходимейших в деле театральной культуры»[7]. 

1930 – 1932 гг. – в НИИРТ (научно-исследовательский институт Радиовещания и телевидения) Демидов проводит исследовательские работы по творчеству радиоактёра.

1930 -1934 гг. – обучение и воспитание группы молодых актёров с последующим созданием «Творческого Студийного театра». Во главе учредителей этого театра стоял Станиславский. Организацией, управлением, режиссурой, педагогикой – всем занимался Демидов.

В 1934 году, повинуясь настойчивой просьбе Константина Сергеевича, Демидов оставляет созданный им театр и поступает в полное распоряжение Станиславского для окончательной доработки книги «Работа актёра над собой».

1935 – 1938 гг. – Станиславский приглашает Демидова в Государственный Оперный театр своего имени для совместной работы. На Демидова возлагается режиссёрская и вся педагогическая деятельность (теория и практика), включая работу с режиссёрами. До сентября 1935 года Станиславский и Демидов работают в тесном альянсе, проверяя на практике все уязвимые места «системы».

1935 - 1936 гг. Демидов проводит годичный курс по технике режиссуры (теория и практика) для режиссёров – производственников.

1936 – 1940гг. – режиссёр и преподаватель актёрского мастерства в Театрально-музыкальном училище им. Глазунова. За одиннадцать месяцев из посредственных студентов Демидов делает самую сильную группу училища, которая остаётся таковой до выпуска.

В 1937 -1938 гг. - читает лекции по мастерству актёра для режиссёров в ВТО (Всероссийском Театральном обществе).

В 1920-е - 1930-е годы Демидова стремились заполучить к себе ведущие школы и театральные коллективы Москвы, в том числе Школа Малого театра и Камерный театр Таирова. В то же время Демидов продолжал своё сотрудничество со Станиславским, который обратился к нему с просьбой стать редактором его книги «Работа актёра над собой». В ходе этого сотрудничества Демидов выразил несогласие с некоторыми приёмами системы Станиславского, что привело к ряду переделок в книге. Влияние Демидова особенно просматривается в последнем отделе книги – 16 главе о «Подсознании в сценическом самочувствии актёра». Несмотря на то, что Демидов, в силу серьёзных расхождений со Станиславским, не довёл до конца свою редакторскую работу, Станиславский в предисловии к книге выразил ему искреннюю благодарность в создании этой книги, а также написал: «Большую помощь оказал мне при проведении в жизнь «системы» и при создании этой книги режиссёр и преподаватель Оперного театра моего имени Н.В. Демидов. Он давал мне ценные указания, материалы, примеры. Он высказывал мне свои суждения о книге и вскрывал допущенные мною ошибки. За эту помощь мне приятно теперь высказать ему свою искреннюю благодарность»[8]. Демидовская Школа получила поддержку Константина Сергеевича. Но, несмотря на признание мастера, дальнейшая судьба Демидова и его школы сложилась трагично.

 

Литература:

4. Станиславский К.С. Работа актёра над собой // Собрание сочинений в 8 т. М., 1954. Т. 8. С. 93.

5. Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека. ОРиРК. Фонд 59.

6. Ласкина М.Н. Забытое имя. Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник РАН. 1998. М., 1999. С. 171.

7. Письмо Вл.И.Немировича-Данченко в ЦЕКУБУ при Совнаркоме РСФСР от 09.12.1929 года // Цит. по: Демидов Н.В. Творческое наследие в 4 т. СПб, 2009. Т. 4. С. 461-462.

8. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8т. М., 1954. Т. 2. Предисловие. С.8.

Людмила Андреевна Богданова

© 2018 АНО "Три Поколения" Наши партнеры: Администрация г. о. Пущино Семейный центр - Три Поколения OOO Анапа Море Российский Государственный
Институт Сценических Искусств Фонд Президентских грантов Информационное агентство - Росбалт Газета Пущинская среда