Работа над ролью и пьесой при помощи метода Демидова

Работа над ролью и пьесой при помощи метода Демидова

Л. Богданова

Логическая цель развития ДЭ – творческая свобода репетиционного процесса. Работа над пьесой по Демидову – это, прежде всего, работа над талантом и индивидуальностью данных исполнителей.

А.А. Малаев-Бабель, принявший способ постановки спектаклей по методу Демидова от начала до конца, считает, что «никакой другой способ не даёт в такой мере спектаклю жизнь на сцене, темперамент, непредсказуемость, а из актёра не извлекает в такой степени глубину души и пламенность воображения»1.

Применение демидовского метода для репетиции конкретной пьесы – дело новое, малоизведанное. Воспитывая актёра и режиссёра в принципах школы Демидова, можно соединить вместе художественную цельность режиссёрского спектакля и творческую свободу актёрского существования в нём.

Если «демидовская» подготовка исполнителей недостаточна, предпочтительней выбрать пьесу комедийного, водевильного жанра, так как пустить себя на более поверхностные ощущения и чувства проще, чем на глубокие и глубинные, необходимые для драмы и трагедии.

Нестандартен демидовский подход к запоминанию текста. Текст пьесы читается, а затем учится в состоянии полного покоя, когда исполнителя ничто не отвлекает и не волнует (это в идеале; на практике, к сожалению, полный покой достигался редко и не всеми).

Текст запоминается по сценам; при запоминании желательно присутствие всех действующих лиц, занятых в данной сцене. Очень важный момент: «мои» реплики мне подаёт партнёр, «я» повторяю их, не глядя в текст. А «я» подаю партнёру его реплики. Соответственно, он повторяет их, не глядя в текст.

Текст запоминается понемногу, по несколько реплик за один раз. Продолжительность запоминания – минут 20, максимум 30. Далее восприятие притупляется; лучше сделать небольшой перерыв, а потом продолжать.

Если работа с партнёром невозможна, реплики подаёт тот, кто может. Главное – подавать реплики так же, как текст Демидовского этюда, то есть не навязывая своего эмоционального восприятия.

Можно повторять текст и самостоятельно, хотя это менее благоприятный вариант запоминания. Помнить, что важно сохранять состояние покоя и эмоционального равновесия.

Текст нужно произносить громко, не кричать и не шептать. Громкость произнесения также откладывается в подсознательной памяти. Тихое шептание роли, с трудом слышимое в первых рядах, во многом связано с учением текста «про себя», в транспорте, на бегу и в других общественных местах. При самостоятельном запоминании текста можно текст записать на диктофон. Запись должна быть внятной, громкой и нейтральной по эмоциям, но не механистичной.

При запоминании текста, если он большой, можно его дробить на более мелкие куски, запоминать небольшими частями. Повторять столько раз, сколько нужно, не торопиться. При таком способе запоминания текст не заучивается, а «ложится в голову» быстро, основательно, надолго.

Самым главным и трудным оказывается «забыть» пьесу, как «забывали» текст этюда. «Забывание» текста роли также требует тренировки. По-видимому, мешает сознание, что текст роли забывать нельзя! Помогает работа с суфлёром, в качестве которого участвуют исполнители, не занятые в данной сцене. Они негромко и внятно в нужный момент подают текст. Это снимает напряжение и уводит исполнителей от сосредоточения на тексте.

В начале работы - минимальное количество рассуждений о характере персонажа, побуждающих причинах его поступков, анализе пьесы в целом. Не стоит рассказывать исполнителям обстоятельства пьесы, актёры «вспоминали» их сами под влиянием наводящих вопросов педагога; (вопросов не про обстоятельства сцены, а по поводу прошлой, «до пьесы», жизни образа). Отношения между персонажами возникали вместе с «прошлым». Очень важно не придумывать, что было, а «вспоминать».

Кого бы педагог (режиссёр) не расспрашивал (пусть персонаж – подлец, последний негодяй), расспрос шёл с точки зрения образа, а значит - с позиции его несомненной правоты.

Обстоятельства во время сцены брались исполнителями в полном спектре, то есть что-то знаю, а что-то не знаю. Как в жизни, а не как в пьесе, где я заранее знаю всё.

Поведение исполнителя на сцене определяется его самочувствием, ощущениями в данный момент и текстом, который он произносит. Артист не старается вызвать в себе то самочувствие, в котором должен находится его персонаж (весёлое, грустное, тревожное и т.д.), он ощущает себя так, как есть в данный момент (больным, раздражённым или, наоборот, полным сил и задора); именно в этом состоянии он начинает воспринимать партнёров, окружающую обстановку и произносить текст. «Словом, начинать нужно всегда с того, что есть сейчас, и отдаваться (курсив автора) этому. Чаще всего начинать надо с пустоты. Отпустил. Пустота. Выходи на сцену. А там само заговорится и задействуется. Одна из ошибок – «перестройка». Сознательная перестройка себя. Актёр в одном состоянии, но, по его мнению, в следующем куске он должен быть в другом состоянии, и вот он сознательно перестраивает себя, насилует. А надобности в этом нет решительно никакой. Перестройка, если она нужна, произойдет сама собой. И не по шаблону, а исходя из данных обстоятельств и данного состояния, из данной личности, да еще в данных сложных, сегодняшних жизненных условиях». [Т. 3, с. 439].

Мы столкнулись ещё с одним парадоксальным (по крайней мере, парадоксальным такое заявление было до последнего времени) заключением Демидова: техника аффекта, техника страсти начинается с культуры покоя. Поэтому большое значение уделяется разминке перед занятием. Суть разминки заключается в погружении тела и разума в состояние как можно более глубокого покоя, не сна в буквальном смысле слова, а именно покоя.

1Малаев-Бабель А.А. Метод репетирования роли по Демидову: Запись мастер-класса по методу Н.В. Демидова от 19.05.2015. Рукопись (из личного архива автора диссертации).

Людмила Андреевна Богданова

© 2018 АНО "Три Поколения" Наши партнеры: Администрация г. о. Пущино Семейный центр - Три Поколения OOO Анапа Море Российский Государственный
Институт Сценических Искусств Фонд Президентских грантов Информационное агентство - Росбалт Газета Пущинская среда

Main Menu