Работа над ролью и пьесой при помощи метода Демидова 2

Работа над ролью и пьесой при помощи метода Демидова

(продолжение)

Л. Богданова

Репетиций в привычном понимании этого слова, когда сцена повторяется раз за разом, не проводится.

Сцены самой пьесы не играют. «В сценах пьесы даны лишь фрагменты образа, а нужно искать целое, весь образ целиком. Демидовская практика – практика синтеза. Всё есть с самого начала, нужно только убрать лишнее. Творческое состояние (некое держание себя в некоем состоянии – волевой процесс) искать не надо. Оно возникает с самого выхода на сцену. Нужен творческий (не волевой) процесс. Всё само собой складывается. Роль рождается целиком. А воля по Демидову нужна – чтобы не вмешиваться и не мешать»1. Репетиции были необходимы для накопления, наполнения образа. Образ искался в прошлом, в той жизни образа, которая не вошла в пьесу. И формировался образ персонажа за счёт будничных, повседневных событий, которые могли бы быть, а не на катаклизмах. «Кульминация сыграется сама, если образ вырос на буднях»2. Для создания образа не нужно было рождать себя заново, создавать какой-то первообраз. Как в ДЭ, выйдя на сцену, «я» сразу становился не сосем «я», так и на репетиции «я» выходил на сцену как «я-образ». Цель репетиции отрывков по Демидову – Малаеву-Бабелю – накопление образа путём метода неточного повторения (так называемое «эгоистическое» репетирование)3. Для работы над образом и взаимоотношениями персонажей текст берут из других пьес того же автора или придумывают сами.

Отношение к тексту можно выразить словами: «Ну, и пусть его… Неважно… Как есть, пусть так и будет». Не пускать себя на оценку текста.

«Если сказать слова по первому импульсу, когда хочется, то «попадёшь в беду». Это как раз то, что нужно в театре, это и есть театр. Брякнуть нужно, и… отпустить. Это как раз то, чего мы стараемся избежать в жизни, а потому включаем тормоза. Жизнь без тормозов, вот что такое театр. Отсутствие тормозов отпускает темперамент, разрешает пустить себя на чувство. Повседневная жизнь более поверхностна, нивелирована. Вероятно, в этом кроется причина непреходящего обаяния театра» 4

Импульсы (ощущения, мелкие движения, мысли), складывающиеся в предлагаемые обстоятельства, выплывают «островками»: пришло – ушло, а дальше на какое-то время может возникнуть пустота. Этот миг пустоты актёров часто пугает. Начинается паника, хаос беспорядочных движений. Этот период нужно просто переждать. В спокойном состоянии приходит новая мысль, ощущение, настроение, новые обстоятельства. А на предыдущее восприятие «ставили точку». Очень важно помнить о точке в ощущениях. После «точки» начинается другой кусок восприятия.

Важно не заботиться о том, кто такой тот или другой партнёр, не пытаться «вычислить», что он собой представляет. «В подсознании есть ответы на эти вопросы. Образ, если рождён органично, рождён со всей биографией»5. Стараться не усложнять! Импульс приходит быстро, иногда – сразу. Может помочь приём «бряканья», предложенный А.А. Малаевым-Бабелем: взял, да и сказал, ляпнул и ляпнул… Сказал - и пустил себя на впечатления, которые непременно возникают от сказанного. «Нельзя ждать, что придёт что-то чрезвычайно эмоциональное, чёткое, определённое – предвзятое ожидание какого-то импульса тут же отключает подсознание. А нам необходимо воспитать чуткость к толчкам подсознания. Когда начинается что-то – пусть идёт, как идёт. Не мешать тому, что «находит». Я себя не перестраиваю, меня обязательно перестроят или партнёры, или возникшие обстоятельства. Или партнёр меня «сыграет». Наша (педагогов) задача – помогать актёру не мешать своей природе»6.

Верный вариант перевоплощения в образ: я себя не перестраиваю. Меня превращают в образ партнёр и (или) обстоятельства. Ни в коем случае не я себя перестраиваю, заставляю быть другим, - это типично для актёра волевого типа.

Образ «приходит» всегда, но актёры могут быть недостаточно обучены технике восприятия образа.

Для динамичного развития ощущений в образе важен градус предлагаемых обстоятельств, который в большой степени зависит от партнёра (рефлекс виденья и слышанья партнёра, тренируемый Демидовскими этюдами).

Если исполнители оказываются в разной реальности, то сцену (этюд) стоит повторить, дав задание одному из исполнителей «идти» за партнёром.

Важно обязательно пользоваться методом неточного повторения: повторять суть сцены, отрывка, но не повторять детали и нюансы.

Не думать, как играть. Определяющим для образа вопросом является не «кто я? что я?», а «кто, что мне (образу) они (персонажи, с которыми «я – образ» взаимодействую). Я не знаю, кто я такой. Я не знаю, как я к кому отношусь. И, самое главное, я не думаю об этом.

Техника разбора роли (анализ) на данном этапе не применяется.

Работа над речью и пластикой также идёт по внутреннему импульсу, найденное в работе специально не фиксируется. Что «вдохнул» от партнёра, то и «выдохнул» (понятие «психического дыхания» по Демидову) без промежуточного вмешательства головы. Хотя отдельные движения, проходы, жесты могут задаваться, как и текст, перед началом этюда. Когда в этюде создаётся неорганичная мизансцена, это означает, что исполнители не пустили себя на какой-то импульс. При произнесении слов, если исполнитель придержал дыхание, – он придержал и чувство. Наиболее легко и органично слова говорятся (вырываются) на выдохе.

При поиске характерности обнаруживается, что у каждого актёра есть своя «масочка». Нужно постараться найти свою личность, а не «масочку». Часто «масочка» прячется за иронией, смехом, когда актёр не разрешает себе более глубокие чувства.

Другим прикрытием более глубоких чувств служит агрессия. Желание швырнуть что-нибудь, пнуть, ударить, «дать по роже» может происходить от эмоциональной «невыплеснутости», держания себя в предыдущих репликах.

Чисто внутреннее перевоплощение, как правило, влечёт за собой притормаживание каких-то внешних проявлений образа (характерности). Это пускание себя на внешние проявления каких-то характеристик персонажа тормозит внутреннее перевоплощение, рождает наигрыш. Когда же удаётся физиологически пустить себя на какой-то сигнал со стороны тела, характерность персонажа органично «выплывает» изнутри.

Очень трудно найти правильное самочувствие на публике. «Перед выходом на сцену внимание должно быть рассеяно (не сконцентрировано!), актёр «пустой», не действует (всё не по Системе). Должна быть физиологическая синхронизация публики и актёра. Публика дышит в унисон с актёром, имитирует актёра психофизически. Добиться состояния, когда «я – исполнитель» в состоянии сценического аффекта не контролирую свои эмоции, в то время как «я – личность» спокойно созерцаю, как надо мной проносится ураган. Это и есть полный (подсознательный) контроль при сильных эмоциях персонажа, которого, к сожалению, на ранних этапах обучения достичь очень трудно.

Режиссёрский показ возможен в одном случае, если он делался в индивидуальности актёра (двойное перевоплощение со стороны режиссёра), что удаётся редко.

По мере увеличения продолжительности этюда и углубления его содержания всё время появляется опасность имитации чувств и ощущений. Лучший способ вернуть себе непосредственность восприятия – вернуться к началу: короткие безликие фразы на двоих с минимумом обстоятельств, в круге.

Применение Демидовской методики для репетиции конкретной пьесы – дело малоизведанное. В настоящее время метод Демидова не есть способ привычный способ репетирования; им в наиболее полной мере владеет и использует его профессор Театрального факультета постдипломного образования в Консерватории «Асоло» А.А. Малев-Бабель. В основном, это подходы к сценам спектакля, которые, будучи осуществлёнными в Демидовском духе (не рациональном, а эмоционально-аффективном), оказывают большую помощь режиссёру-постановщику спектакля, не исключая общепринятых способов репетирования пьесы.

1Малаев-Бабель А.А. Накопление образа: Запись мастер-класса по методу Н.В. Демидова от 16.05.2015. Рукопись (из личного архива автора диссертации).

2Там же.

3Малаев-Бабель А.А. «Эгоистическое» репетирование: Запись мастер-класса по методу Н.В. Демидова от 14.06.2015. Рукопись (из личного архива автора диссертации).

4Там же.

5Малаев-Бабель А.А. Накопление образа: Запись мастер-класса по методу Н.В. Демидова от 29.05.2015. Рукопись (из личного архива автора диссертации).

6Малаев-Бабель А.А. Метод репетирования роли по Демидову: Запись мастер-класса по методу Н.В. Демидова от 17.05.2015. Рукопись (из личного архива автора диссертации).

Людмила Андреевна Богданова

© 2018 АНО "Три Поколения" Наши партнеры: Администрация г. о. Пущино Семейный центр - Три Поколения OOO Анапа Море Российский Государственный
Институт Сценических Искусств Фонд Президентских грантов Информационное агентство - Росбалт Газета Пущинская среда

Main Menu