Общее и различия

Помогая Станиславскому в Оперной студии Большого театра, работая в организованной им 4-й студии МХТ и в Школе Художественного Театра во время гастролей основной части труппы МХТ, Демидов приходит к выводу, что основу дарования выдающихся актёров составляла обострённая творческая интуиция, позволявшая им достигать такого творческого состояния, когда в работу включается и подсознание, делающее художественное переживание артиста в высшей степени убедительным.

Станиславский считал, что добиться творческого состояния, другим словом – вдохновения на сцене можно императивным (волевым, приказательным) путём: «подсознательное – через сознательное, непроизвольное – через произвольное»[1].

Демидов, имевший фундаментальное медицинское образование, занимавшийся научно-исследовательской деятельностью, относился к сознательно-волевому началу с существенно меньшим доверием. Он не считал императивную технику оптимальным способом воздействия на процесс переживания, признавая правоту парадоксального на первый взгляд утверждения, что «произвольные механизмы управления лишь тогда начинают действовать эффективно, когда автоматизируются и выводятся из-под контроля сознания»[2]. Демидову удалось убедить своего Учителя в необходимости «синтетического» подхода к воспитанию актёра в противоположенность аналитическому (рассудочному). Незадолго до выхода книги «Работа актёра над собой» в печать, Станиславский пишет специальную главу, посвящённую важной роли подсознания в работе артиста: «В полную противоположенность некоторым преподавателям, я полагаю, что начинающих учеников надо по возможности стараться сразу доводить до подсознания. Надо добиваться этого на первых же порах. <…> Пусть начинающие сразу познают, хотя бы в отдельные моменты, блаженное состояние артиста во время нормального творчества»[3].

Что объединяет Систему Станиславского и Школу Демидова?

1.Общая цель: и Система Станиславского, и Школа Демидова хотят правды (а не правдоподобия) и творческого состояния на сцене.

2.Оба мэтра считают, что достичь желаемого можно только при наличии актёрской свободы творчества.

Но понятие сути актёрской свободы и пути её достижения у Станиславского и Демидова существенно различаются. Различия Системы Станиславского и Школы Демидова:

1.Станиславский считал, что добиться творческого состояния, другим словом – вдохновения на сцене можно волевым, приказательным путём: «подсознательное – через сознательное, непроизвольное – через произвольное».

В основе подхода Станиславского к достижению творческого состояния лежит действие, активность для выполнения некой заранее определённой задачи. В результате действия должна родиться соответствующая оценка и реакция: разумная, обдуманная волевая активность при повторении должна приводить (каждый раз!) к появлению определённых ощущений, вызывающих в свою очередь определённые чувства и переживания.

Система Станиславского – рационально-волевая.

Школа Демидова эмоционально-волевая. Демидов относился к сознательно-волевому началу с существенно меньшим доверием. У Демидова главное восприятие. И что важно – восприятие из состояния покоя, а не активности. Даже кратковременное спокойствие придаёт повышенную тонкость ощущениям, после чего актёру легко очутиться в другой реальности и принять предлагаемые автором  или педагогом и возникающие по ходу пьесы или этюда обстоятельства. И жизнь, и действие могут идти сами собой, без предварительной заданности и ограничений, то есть «как пойдёт» сегодня, здесь и сейчас. Соответственно и реакция на то или иное обстоятельство пьесы (этюда) при каждом повторе будет различной.

Действие Станиславского, по сути, замаскированное восприятие. У наиболее талантливых исполнителей заданное действие может дать толчок для творческого восприятия, а может и не дать.

У Демидова действие рождается в результате восприятия первой непроизвольной реакции, разрешив себе которую, «пустив» себя на неё, актёр обеспечивает себе творческое состояние на сцене.

Действие – такой же результат, как и чувство. И то, и другое возникает после восприятия и как результат восприятия. По сути, действующий актёр – это актёр воспринимающий.

2.У Станиславского творческий процесс является результатом. Сначала проводится анализ, и определяются задачи, творческий процесс раскладывается на элементы, отдельные элементы сценического поведения отрабатываются отдельно, затем отработанные элементы соединяется друг с другом, в результате чего должен возникнуть творческий процесс. По Станиславскому, обстоятельства «вертятся», как им задано.

У Демидова творческий процесс неделим. Прежде всего – свобода и непроизвольность первой реакции, оттачивание актёрской интуиции, рефлекторного восприятия, в результате чего творческий процесс есть с самого начала, его не нужно создавать. По Демидову – актёр «вертится» под влиянием обстоятельств.

3.Станиславский – в первую очередь режиссёр. Система Станиславского - аналитический режиссёрский путь, путь управления разума с ограничением эмоциональной свободы. Актёр перерабатывает задание пьесы в первую очередь рассудочно. Актёр – для спектакля, для данной сцены.

Поэтому учение Станиславского – именно Система, система анализа и подготовки пьесы и роли, а не школа обучения студента.

Демидов – в первую очередь педагог. У него спектакль – для актёра, это материал для развития его творческих способностей, вскрытия его индивидуального дарования и воспитания самостоятельной творческой личности. Это Школа в буквальном смысле этого слова, школа азов и основ профессии актёра-творца, а не интерпретатора чужих идей.

4.Станиславский делает расчёт на способность, которая шлифуется упражнениями и муштрой.

Демидов ставит на талант, который присутствует в той или иной степени в каждой актёрской одаренности и проявляется благодаря оттачиванию актёрской интуиции и развитию аффективных проявлений

[1] Станиславский К.С. Работа над собой в творческом процессе переживания // Работа актёра над собой. М. 1951. С. 24.

[2] Богачёв В.Н. Об «этюдной технике» Н.В.Демидова. Её суть и цели // Балтийские сезоны. 2003. №7. С. 97.

[3] Станиславский К.С. Работа над собой в творческом процессе переживания // Работа актёра над собой. М. 1951. С. 379.

Людмила Андреевна Богданова

© 2018 АНО "Три Поколения" Наши партнеры: Администрация г. о. Пущино Семейный центр - Три Поколения OOO Анапа Море Российский Государственный
Институт Сценических Искусств Фонд Президентских грантов Информационное агентство - Росбалт Газета Пущинская среда