Краткие биографические данные

«Н.В.Демидов, после Станиславского и Немировича-Данченко, самая крупная фигура в русском советском театре. А может быть, и не менее крупная, чем Станиславский и Немирович».

                                                                                                                                                                                                                                                             О.Г. Окулевич.

Имя Николая Васильевича Демидова (1884-1953) до последних лет не было известно как на Западе, так и в России. Между тем, Демидов - один из трёх первых педагогов Системы Станиславского, обученных и официально признанных Константином Сергеевичем.

«Больше четверти века рядом со Станиславским находится, то приближаясь, то отдаляясь, понимающий единомышленник и одновременно упрямыН. В. Демидов с братом Константином й оппонент, который ближе всех остальных приблизился к главному делу жизни К.С. – его системе. Как ни странно, этот человек до сих пор не занял принадлежащего ему по праву места в биографии Станиславского. И совсем недавно, наконец, вышел из исторической тени» [1].

Биографических фактов, способных рассказать о личной жизни Демидова, чрезвычайно мало. По воспоминаниям друзей и близких, Николай Васильевич был скромен до суровости, к поздравлениям, чествованиям и прочим помпезным мероприятиям испытывал отвращение, был нетерпим к рекламе. Женат был трижды. Его первая жена, Елена Николаевна Демидова-Добрынина, актриса, умерла в 1935 году в молодом возрасте от тяжёлой болезни.

Вторая жена, Галина Ильинична Бенеманская, ученица Демидова, впоследствии – певица Оперного театра им. Станиславского. 

Опираясь на сухие факты его автобиографии, несколько уточнённой и расширенной его последней женой Екатериной Александровной Книшек, и выдержки из писем его учеников и близких, попробуем воспроизвести краткую хронологию его жизни.

Николай Васильевич Демидов родился 25 ноября (8 декабря по новому стилю) 1884 года в городе Иваново-Вознесенске (в настоящее время – город Иваново) в театральной семье.

Отец – Василий Викторович Демидов – был основателем, драматургом, режиссёром и актёром Иваново - Вознесенского Народного театра. Пьесы из народного быта, написанные им, публиковались, игрались в театрах и были одобрены самим Островским. Василий Викторович никакого специального образования не имел, был самородок – самоучка. Чрезвычайно много сделал для развития и культурного просвещения родного города. Улица Демидова в городе Иваново названа в его честь.

У Василия Викторовича Демидова было три сына. Один из них - Константин Васильевич – был театральным декоратором, художником и актёром, в советское время получил звание Заслуженного артиста республики.

Николай Васильевич был младшим ребёнком. Тяжёлая болезнь в детстве, с которой не могли справиться врачи, сулила Демидову инвалидное существование. «Мальчик рос слабым, болезненным. Замучили ангины, воспаления. Наконец, дело дошло до того, что врачи даже запретили ему учиться. Тепличное существование, медленное угасание. Мальчик взял два пистолета, один приставил к сердцу, другой – к виску и одновременно выстрелил из обоих. Пуля прошла мимо сердца, а та, что была направлена в висок, пробила кость и застряла. Он не умер. И мальчик решает жить. Но он согласен только на активную, полнокровную жизнь. Он сам себя врачует. Внимательно прислушивается к себе и изобретает для себя особую гимнастику, последовательно развивая определенные группы мышц. Результат – тяжелоатлет с европейскими рекордами, гимназия, университет» [2].

Нестандартность мМолодой Демидовышления, умение видеть ситуацию в необычном ракурсе, организационные способности проявили себя достаточно рано: молодой человек (Демидову не было  20 лет) создал в Иваново-Возненсенске филиал Петербургского Атлетического общества, для которого разработал и

успешно применял свою первую программу индивидуального(!) физического и нравственного обучения спортсменов.

В 1907 году Демидов поступил на медицинский факультет Московского Университета. Дружба с Леопольдом Сулержицким способствовала знакомству Демидова со Станиславским. Знакомство это переросло в тесное сотрудничество, продолжавшееся более тридцати лет.

Н.В. Демидов много лет был воспитателем и наставником Игоря, сына Станиславского, почти ежедневно бывал в доме, сопровождал семью в летних поездках и таким образом в буквальном смысле присутствовал при зарождении, формировании и развитии Системы. Демидов помогал Станиславскому в сборе научного материала, систематизации данных и анализе полученных результатов. Знание закулисной сущности театра с детских лет, многогранность и фундаментальность образования, научно-философский склад ума и методичность мышления при ярком воображении и живой фантазии, исследовательские способности и педагогическая одарённость были высоко оценены Станиславским. Вот как он отозвался о Демидове в 1926 году: «Николая Васильевича Демидова я знаю 15 лет. Это человек, полный подлинной любви к искусству и самоотверженный энтузиаст. Со времени нашего знакомства он так увлёкся театром и, в частности, внутренней (душевной) техникой актёрского творчества, что всецело отдал себя искусству. Всё время он помогал мне в разработке этого богатого и сложного вопроса об актёрском творчестве. В настоящее время, я думаю, это один из немногих, который знает «систему» теоретически и практически. Четыре года он пробыл в моей оперной студии в качестве режиссёра и преподавателя. Два года руководил Школой Художественного театра и вёл там (после Сулержицкого и Вахтангова) воспитательную работу и занятия по «системе»[3].

 

 

Литература:

1. Кречетова Р.П. Станиславский. М., 2013. С. 256.

2. Окулевич О.Г. Рукопись. Личный архив М.Н. Ласкиной.

3. Цит.по: Окулевич О.Г. О Н.В. Демидове. Архив. Рукопись. 1956. С.9.

Людмила Андреевна Богданова

© 2018 АНО "Три Поколения" Наши партнеры: Администрация г. о. Пущино Семейный центр - Три Поколения OOO Анапа Море Российский Государственный
Институт Сценических Искусств Фонд Президентских грантов Информационное агентство - Росбалт Газета Пущинская среда