Демидовские этюды как тренинг аффективности

ДЕМИДОВСКИЕ ЭТЮДЫ КАК ТРЕНИНГ АФФЕКТИВНОСТИ

Л. Богданова

Начальный этап. Собственно ДЭ

На первом курсе при помощи ДЭ у студентов (у большинства из них) можно заложить базу актёрской психофизической техники: свободу восприятия физиологических ощущений, свободу восприятия подсознательных импульсов. Актёрские гаммы позволяют откликаться первой интуитивной реакцией на самые незначительные ощущения и мысли, что делает их реальными и живыми на сцене.

С самого начала проведения ДЭ важно научить студентов быть чрезвычайно внимательными к своим ощущениям, реагировать на окружающую обстановку и партнёра (одним словом – жить) по-настоящему на площадке (сцене), где всё условно. Реальны только сами исполнители и окружающие предметы: стол, стулья, вещи на столе.… От них и надо отталкиваться. Никаких воображаемых предметов и воображаемых действий на данном этапе. Только я сам – исполнитель, мой партнёр и обстановка. Только что испытанное состояние «чистого листа» обостряет восприятие, необычность ситуации – я – здесь, с этим человеком, среди этой обстановки – запускает фантазию и воображение.… Где-то внутри «толкается» текст, слова которого сами по себе ничего не значат, но я почему-то должен или хочу их сказать, или неожиданно произношу, можно сказать, «брякаю», и звучащие слова сами по себе создают некие необычные обстоятельства. И вот уже переплелись реальность и фантазия, «я – исполнитель» их уже не различаю. Я реагирую как «я» на моего партнёра, сижу на конкретном стуле (на первых порах стул – это только стул), но из-за произносимых слов возникает ситуация, изменяющая реальность: мы с партнёром уже не совсем «мы», и находимся не обязательно здесь, в учебной аудитории, и даже не сейчас. Но такое восприятие действительности уже никак нельзя назвать стандартным, оно обострённое, искажённое, неадекватное, оно в той или иной степени аффективное.

Разумеется, здесь описан желаемый вариант развития событий, по сути – удавшийся Демидовский этюд. А получается Демидовский этюд только в том случае, если удаётся «отключить голову», не выдумывать ситуацию заранее, подгоняя её под заданный текст, а позволить себе свободно (то есть, как хочется) реагировать на возникшие ощущения, какими бы незначительными они ни были.

В первый – второй год обучения можно вплотную подойти к свободе и непроизвольности реакции, свободе восприятия, непроизвольности проявления чувств, умения отпустить себя на эти проявления, не зажимать их в себе, не подталкивать себя на «нужную» реакцию – пустить себя по верному пути чувственного реагирования, то есть к тому, на чём так настаивал Н.В. Демидов. Свобода и непроизвольность реакций, реакций собственных, индивидуальных, а не полагающихся, традиционно предполагаемых и разрешаемых социумом в данном случае, - вот мы и подошли к аффективности, которую нужно и можно выявить в любом артисте.

В течение первого года обучения основное внимание должно быть направлено на выполнение главного условия ДЭ: жить на сцене как живётся! Главное - поймать первый импульс ощущений и желаний и разрешить их себе, какими бы они не были. Затем развивать эти хотения дальше, руководствуясь своими ощущениями, чувственными впечатлениями от партнёра и окружающей обстановки. Не придумывать ситуацию заранее, стараться меньше думать и анализировать. Обстоятельства этюда специально не задаются, их рождает заданный текст и создающаяся вокруг исполнителей атмосфера. При повторении этюд не может идти по-прежнему, если он правильно выполняется. В таком случае атмосфера при повторном выполнении этюда создавалась настолько иная, что менялись взаимоотношения исполнителей и характер произносимого текста.

По мере овладевания исполнителями основными элементами, которые тренируют Демидовские этюды - свободой и непроизвольностью поведения на сцене – постепенно видоизменяется структура этюда. Увеличивается количество текста и, соответственно, продолжительность этюда.

Тексты задаются, подстраиваясь под индивидуальность и сиюминутное состояние исполнителя. Помимо фиксированного текста, который сам по себе задаёт некие обстоятельства, ведущим добавляются точные обстоятельства места и времени действия. Обстоятельства не задаются сразу, они возникают после первого исполнения этюда. Их рождает заданный текст и создающаяся вокруг исполнителей атмосфера.

Обстоятельства уточняются путём обычно задаваемых вопросов: кем почувствовал себя и партнёра, где, как показалось, могло происходить действие, время года, суток и так далее. При повторении этюда выясненные обстоятельства закреплялись и уточнялись. Другими словами, обстоятельства не задавались «снаружи», они возникали изнутри.

Стоит обращать внимание на то, чтобы при повторении этюд не шёл по-прежнему; если он правильно выполняется, этого не должно происходить. Атмосфера возникает иная, иногда настолько, что меняются взаимоотношения исполнителей и характер произносимого текста. Иногда в тексте этюда меняется обращение «ты» на «Вы», что, как было сказано выше, ощутимо меняет взаимоотношения исполнителей и атмосферу этюда при неизменных обстоятельствах.

Иногда обстоятельства могут возникнуть за пределами площадки, комнаты. Если при разборе исполнитель не совсем понимает, что же он такое ощущает, значит, где-то на что-то он себя не пустил.

Один этюд можно повторить два, три или четыре раза. При повторе меняются характеры исполнителей. «Я» исполнителя уже весьма существенно могло отличаться от «я», произносящего заданный текст и находящегося в определённых обстоятельствах. Уже можно было говорить о неком образе. Но на этом этапе занятий слово «образ» лучше не употреблять. Исполнители всё видят и воспринимают только своими глазами. Если глаз «не мой», то партнёра не увидеть.

Важно начинать с того, что есть, не ожидая никакого импульса. Пассивно отпустить себя, и из пассивности тут же возникает живое (моё!) впечатление. Пустив себя на одно, пускаю себя дальше и на то, что оно рождает и без каких бы то ни было усилий попадаю в образ. Физическое ощущение воспринимаю как некий трамплин.

Людмила Андреевна Богданова

© 2018 АНО "Три Поколения" Наши партнеры: Администрация г. о. Пущино Семейный центр - Три Поколения OOO Анапа Море Российский Государственный
Институт Сценических Искусств Фонд Президентских грантов Информационное агентство - Росбалт Газета Пущинская среда

Main Menu